СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ
ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
(ПО СТАТЬЯМ ОРЛОВА Ю.М.)
За последние
годы психология стала заметной частью массовой культуры. На страницах газет и
журналов, в эфире пышно расцвела упрощенная, неакадемическая, вульгарная
поп-психология, поставляющая эрзац-знания массовому потребителю. Способствует ли
это хоть в какой-то мере решению внутренних проблем человека, расширению его
представлений о себе и мире или, наоборот, замыкает на частностях и заводит в
тупики самообмана?
Действительно у нас возник
обширный рынок частных психологических и парапсихологических услуг. И,
соответственно, в нем, конечно, следует различать научную и псевдонаучную
составляющие. Время сейчас такое, что людям нужно разобраться прежде всего в
себе, чтобы найти внутреннюю опору и адаптироваться к резко меняющемуся
окружающему миру.
Обратите внимание, что человек
всегда создает для себя свою философию обыденной жизни. Если он болеет, то у
него возникает своя философия болезни. Если испытывает неурядицы в семье, то он
вынужден действовать в соответствии со своей философией любви или философией
воспитания. Главной составляющей этой философии являются знания о человеке. А то,
как организуются эти знания, зависит от философской культуры и знания психологии.
Сегодня
психологическая грамотность нужна всем. Обычная бытовая психология уже не
справляется с мощнейшими информационными потоками. И вот тут, на фоне различных
стрессорных факторов, появляется масса парапсихологических посредников,
предлагающих рецепты на все случаи жизни. Хочешь быть счастливым - действуй так,
здоровым - эдак, богатым - поступай таким вот образом. Ну, а если очень уж
неймется, то даже душу собственную можно на время отправить в путешествие.
Только вот с кем и куда?
Погружение в эту
стихию психологических и парапсихологических услуг, увлечение рецептами
псевдопсихологов может привести к очень печальным результатам. Это толкает на
изменение философии мышления и поведения человека, так что он оказывается в
хроническом конфликте, как с самим собою, так и с другими. А внутренний конфликт
как раз и является основой хронического эмоционального стресса, ведущего к
психосоматическим болезням. Более того, психологическая безграмотность и плохая
философия жизни могут затянуть человека в мистическую и оккультную паутину
психологического рабства, - к экзистенциально «измененным состояниям сознания» -
структура которых очень разнообразна, но в которой самостоятельно почти
невозможно разобраться, - что приводит в конце концов к самоистребленности любой
био- социо- эко- системы, хотя субъективно воспринимается, что все
"нормально" или даже «хорошо»…
Западный мир изобрёл множество подходов к лечению болезней, которые вызваны чрезмерным напряжением на работе и слишком незначительной в нашей жизни долей радости и шутки. Считается, что причина таких болезней - стресс. И большинство людей используют различные технические приёмы, дабы управлять стрессом. Однако эти приёмы не в состоянии противостоять самому источнику стресса. Они просто превращают стресс в другое стрессовое состояние.
Телефон будит вас ночью - кто-то неправильно набрал номер. Какой-то водитель теснит вас в потоке движения и посылает вам грубый жест. Кто-то втискивается впереди вас в очереди... Если всё это обходит вас стороной, ваша система природной радости здоровая. Если же ситуации вызывают у вас немедленную реакцию - борьбы или бегства, - ваше здоровье выжигается пламенем враждебности. По крайней мере, у каждого пятого американца уровень гнева и враждебности столь высок, что представляет серьёзный риск для здоровья. Большая часть этого гнева исходит из чувства противостояния. Когда угрожают вашему времени или пространству, кровяное давление бросается вверх, а иммунная защита падает вниз.
Если сегодня мы в четыре раза богаче, чем были наши прапрадеды, то мы, по крайней мере, как показывают данные обследований, и в четыре раза более несчастны и подавлены. Исследования Национального центра по изучению общественного мнения Чикагского университета выявили, что никто из американцев не считает себя более счастливым за сорок лет - начиная с 1957 года.
Быть современным - не значит превосходить, превышать, затмевать, преодолевать или уходить за какие-то пределы.
МЫСЛЬ ЛЕЧИТ
Первой реакцией образованного читателя на этот заголовок может быть недоумение. Да, принято наше здоровье рассматривать в связи с влиянием окружения (инфекция, воздействие стихий, социального окружения) или в крайнем случае в связи с эмоциями и чувствами, но не в связи с мыслью. Ведь она лишь отражение действительности в сознании человека. Это нечто ускользающее от глаз ученого. Причем тут здоровье?
Все же многие из нас, стремясь избавиться от недугов, выбирают верный путь. Они начинают не только бегать по утрам, заниматься гимнастикой, ходить в сауну, соблюдать диету, но и заниматься психической саморегуляцией, приобретая бесценную способность всегда быть спокойным или, по крайней мере, быстро успокаиваться после "бури". Новейшая медицина доказала, что источником многих самых страшных, так называемых психосоматических заболеваний и "болезней века" является эмоциональный стресс. Но вот беда: мало кто задумывается над тем, что наши раздражители - эмоции находятся в прямой зависимости от ...нашего мышления. Мышление - подчиняется нам, а эмоции - нет, они, скорее наоборот, владеют нами. Так не лучше ли овладеть своими ретивыми, не слышащими голоса разума эмоциями посредством изменения манеры своего мышления?
Прежде чем перейти к главному предмету нашей беседы, мы подумаем о том, действительно ли эмоциональный стресс подрывает здоровье? То есть так ли уж стоит с ним бороться?
ПАРАДОКСЫ МЫШЛЕНИЯ
В какой степени гнев, ярость, страх, тревога или любая другая страсть могут быть разрушителями здоровья? Вспомним какой-нибудь пример из собственной жизни, чтобы убедиться. Обиженный и оскорбленный человек с момента, когда им овладевает гнев, уже не чувствует обиды, его желания сводятся к реализации гнева: к нападению и причинению ущерба обидчику: тут - если оскорбление раньше заканчивалось трепкой - существенного ущерба здоровью уже не бывало, так как все эндокринные, иммунные реакции на гнев (выделение адреналина, мобилизация иммунной системы, повышение свертываемости крови) и продукты этих реакций шли в дело и были реализованы в активности функциональных систем, которые вовлечены в драку. А что если гнев и ярость налицо, а физической нагрузки нет? Все вызванные, но не использованные продукты готовности к борьбе резко изменят гомеостаз организма, они превращаются в яд и теперь должны включить другой механизм- механизм нейтрализации... Тут начинает, например, выбрасываться инсулин, чтобы нейтрализовать избыток сахара, блокируется выработка кровяных телец, снижается свертываемость крови, чтобы где-то в организме не произошло закупорки сосудов свернувшимся сгустком крови и т. д. Аналогично работает организм и в момент испуга. Наилучшая биологическая защита от страха - бегство. Тут полностью и с пользой используются появившиеся в крови гормоны. Однако, если бегство невозможно, последствия страха тоже разрушительны для вас.
Значит, эмоции разрушают организм, если под влиянием самосознания и социальных требований человек не последует своему естеству (или не владеет навыками психологической гигиены личности). Ну, а если он будет ему следовать, что тогда? Тогда опять - стресс. Солдат, убежавший с поля боя, подлежит суду военного трибунала. Что следует за дракой, всем известно. Агрессия часто приводит к возмездию, превосходящему муки гнева и нового насилия. Возник порочный круг, пребывание в котором ой как накладно для нашего здоровья. И человек научился, скрепя сердце, сдерживать вспышки гнева и скрывать страх - таково требование человеческого общежития. Однако, научившись сдерживать эмоции, не выражать их внешне, мы за всю свою культурную эволюцию так и не научились устранять последствия вредных эмоций. Не помог и навык умственного моделирования спасительных ситуаций. Да, я могу в гневе представить, что сделал бы с обидчиком: вступил с ним в кулачный диалог и победил его в воображении. Это даст какое-то удовлетворение, но не решит главной проблемы: моя кровь также наполнится гормонами гнева... Более того, такого рода умственная активность приводит к пагубной привычке решать свои проблемы лишь в мыслях, отчего сами проблемы, как водится, не исчезают, а последствия такого рода умственных актов сказываются на здоровье.
Положение человека усугубляется еще и тем, что в отличие от животных, которые реагируют лишь на реальные, а не на воображаемые раздражители, он становится игрушкой в "руках" своего мышления. Он начинает обижаться или переживать оскорбление в момент, когда его никто не обижает лишь только потому, что в прошлом его оскорбили. Велика сила мышления. Она позволяет обобщать опыт, предвидеть, проигрывать в уме сложные ситуации и эффективно их разрешить. Но в данном случае она оказывается силой со знаком минус. Вместо того, чтобы спокойно заснуть, я вспоминаю оскорбление, имевшее место год назад, и наполняю тело ядами гнева и агрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями... Величайший дар - разум, позволяющий управлять силами природы, в данный момент оказывает медвежью услугу. Оскорбили год назад, а мышление начинает аккуратно воспроизводить обиду. Днем, когда занят делами и включен в общение, - еще ничего. Я не помню о моей беде, зато перед сном могу вспомнить, и тогда включается внутренний диалог и... прощай сон; через полчаса уже принимаю снотворное, которое не помогает... Да и может ли снотворное нейтрализовать вещества агрессии, которые обжигают меня изнутри?
Такой диалог с оскорбителем при новых и новых переживаниях придает зловещему образу обидчика еще большую реальность и эмоциональную насыщенность. Наступает момент, когда "обидчик", его эмоциональный биохимический заряд, начинает превосходить в уме все другие образы и ситуации. В результате привычки давать волю воображению я обрел навязчивый образ, который по любому поводу теперь возникает и насыщает мою кровь ядом. Внешне я могу производить впечатление весьма респектабельного и даже спокойного человека, но кто знает, как долго еще сможет мое сердце, печень, поджелудочная железа выдерживать эмоциональные встряски? Как вода точит камень, так и мышление долбит психику и физическое здоровье. Панкреатит, ревматоидный артрит, тиреотоксикоз, инфаркт сердечной мышцы, легочная эмболия... Список бед, что ждут "за поворотом", можно продолжить. А ведь мы говорили лишь об обиде и страхе. Сколько всего их, наших мучителей, терзает нас по ночам? Ревность, зависть, тщеславие, страх неудачи, ущемленное достоинство, стыд, ощущение крушения надежд, реальных или иллюзорных... Оттого что крушится иллюзорная, а не реальная надежда, нашему организму не легче.
Теперь вы поняли, что не эмоции являются источниками болезни, как это часто думают, а мышление, точнее, его стиль, привычки?
ФЕНОМЕНЫ МЫШЛЕНИЯ
Парадокс человеческого мышления - не устану повторять - как раз и состоит в том, что могущественные созидательные свойства мысли, выходя из-под контроля, становятся не менее могущественными источниками саморазрушения. Например, такое свойство мысли, как предвидение, основанное на знании законов и свойств вещей, заставляет нас воспроизводить в уме то, чего нет в настоящее время и не обязательно будет. Но было бы неверным думать, что, уничтожив потребность в предвидении (по опыту жизни), мы устраним корни эмоционального стресса.
Или другое "опасное" качество мысли - способность конструировать с помощью образов наше будущее и прошедшее. Оно не только позволяет нам правильно принимать решения: оно то и дело ввергает нас в самые неприятные ситуации прошлого, терзает, бьет по нервам. Но если наша мысль вдруг какими-то психическими приемами будет лишена возможности строить модели, мы не должны уподобиться животным. Античный учитель стоицизма, давая урок своим ученикам, перепуганным ужасным штормом, не зря, указав на корабельную свинью, спокойно жрущую корм, сказал: "Вот в такой невозмутимости должен всегда пребывать мудрец!" Да, спокойствие животного было вызвано его неспособностью умственно смоделировать кораблекрушение и гибель в пучине моря, в то время как от учеников требовалось умение контролировать действия собственного рассудка. От них требовалось умение мыслить!
Но прежде чем говорить о самовоспитании, давайте присмотримся повнимательнее к некоторым другим коварным способностям нашего ума. Умение создавать абстракции повышает эффективность мышления. Например, восприятие информации о съедобности или несъедобности, опасности или безопасности чего бы то ни было способствовало нашему выживанию. Но то же свойство опять-таки может привести к стрессу, за который придется расплачиваться спокойствием и здоровьем. Правоверный магометанин может умереть с голоду, отказываясь съесть свиную отбивную. А человек, узнавший что у него СПИД, движется к смерти много быстрее пребывающего в неведении. Постоянно думая о свойствах болезни, он ослабляет защитные силы организма и роет себе яму. Уж не свойство ли мысли классифицировать приводит к трагической развязке в этих ситуациях? Нет, всему виной употребление мысли. Равно как и любые предметы, инструменты, наша мысль может правильно и неправильно служить нам; именно это неправильное употребление и придает мысли свойство патогенности, порождающей стресс и болезнь.
ЗНАЧЕНИЕ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ
Научиться мыслить - это нечто большее, чем начать высказывать суждения и силлогизмы и выполнять умственные операции по учебникам логики. Правильно мыслить - значит уместно применять силу мысли. Образованный читатель может возмутиться, считая: как это я смею недооценивать его способность мышления? "Я обучался мышлению, - скажет он - Я решал задачи, делал расчеты, постигал законы природы и общества. Неужели этого недостаточно и еще требуется какая-то особая школа мысли, чтобы быть здоровым?"
Образованный читатель прав в одном. Он действительно обучался мышлению о предмете, который находился вне его, мышлению о внешнем. А обучался ли он самому стилю мышления - мышлению о внутреннем? Как осмыслить обиду, страх, стыд, неудачу, зависть, гордость или, например, чувство вины, чтобы не навредить себе и близким? Вот именно этому внутреннему мышлению, которое на языке психологии именуется рефлексией, он не обучался. И его рефлексия складывалась стихийно.
Мышлению о внешнем мы обучались в школе, и когда мы делали ошибки, учитель всегда обращал наше внимание на них и постепенно у нас отрабатывалось правильное мышление. Но мышление о внутреннем стиле мышления не подвержено внешнему социальному контролю, оно всегда было уделом самого человека. Ошибки во внешнем мышлении немедленно обнаруживаются в результатах, в плодах дела. Неудачи убедительно доказывают нам неправильность мысли, и мы ищем ошибку. Мышление же о внутреннем (о самом стиле мышления) не может быть контролируемо другими людьми, оно стихийно, хотя в сокровищах культуры есть и давно уже выработаны приемы, снижающие патогенность мышления. Например, наиболее эффективной умственной операцией, снимающей напряжение и боль обиды, является акт внутреннего прощения. Следующим актом является приятие обидчика как существо, "которое не обязано не обижать меня". Другой человек - это объективная реальность. Таковое осознание является необходимым условием прекращения обиды. "Если тебя лягнул осел - сказал учитель мудрости - ты же не будешь на него обижаться!" Точно так же давайте не будем обижаться на того, кто совершил действия, которые можно квалифицировать как обиду или оскорбление. Точно так же умеющий мыслить о внутреннем не обижается на погоду, на проклятый транспорт и т. д.
Человек при желании и сам, методом проб и ошибок, может "зарубить себе на носу", то есть усвоить приемы мышления, снижающие или нейтрализующие стресс. Однако не лучше ли воспользоваться достижениями культуры в преодолении патогенности мышления? Умение прощать обидчика существовало задолго до принятия христианства, искусством прощать врагов и превращать их в друзей владели мудрецы, мыслители и даже политики глубокой древности.
СРАВНЕНИЕ - ОСНОВА МЫШЛЕНИЯ
Со времен Платона психология исходит из довольно резкого и противоречивого разделения трех сторон психической жизни. Вот они: разум, эмоция и воля. Считается, что мышление само по себе лишено эмоций. Говорят о холодном мышлении и горячих чувствах. Но в последнее время наука начинает стирать эти грани. Оказалось вдруг, что эмоции сами являются только следствием умственных операций, которые протекают бессознательно и, увы, не контролируется нами. Осознается только результат, он переживается как эмоция! Нам кажется, что эмоции возникают сами и мы не властны над ними. Это не так! Эмоции являются продуктом мышления, которое протекает автоматически "в телеграфном стиле". А то, что привычно, почти не осознается! В результате чего возникает эмоция зависти или гордости? Когда я прямо спросил об этом моих учеников, обучающихся правильному мышлению, они, подумав, ответили: "Из сравнения". Далее, разобрав несколько ситуаций, мы без труда нашли, что из сравнения самого себя с другим по какому-то признаку, способности, черте характера или внешности действительно может возникнуть зависть. Если не будет сравнения, не будет и зависти! Кажется слишком просто: откажись от сравнения и ты одолеешь преграду, отделяющую от счастья. Но не так все просто. Дело в том, что существует привычка к сравнению. Ведь любой акт познания и овладения окружающим нас миром предусматривает эту умственную операцию. Это из сравнения возникает познание. Поэтому когда мы сравниваем внешнее, а не себя, то всегда имеем выигрыш. Но привычка к сравнению также поддерживается и нашим тщеславием; мы любим узреть, что у меня что-то там лучше, чем у другого... Тогда из меня прямо павлиньи перья растут. Я невольно укореняю вредную привычку сравнивать себя с другими. Если к этому добавить то, что еще в детстве родители всегда меня сравнивали и в зависимости от этого порицали или хвалили, то нетрудно понять, что эта моя привычка достаточно прочно укоренилась. Но ведь эта же привычка порождает зависть и комплекс неполноценности. Если я знаю, что зависть - плохое и мерзкое чувство, разъединяющее людей, показывающее мой облик с худшей стороны, стараюсь не обнаруживать во вне это чувство. Но от этого оно не исчезает, а продолжает жить, выедая мои внутренности. Однако смогу ли я искренне перед самим собой отказаться от сравнения себя с другими? Ведь тогда должен буду разом лишиться и удовольствия переживать гордость: "Я лучше кого-то..." Но игра стоит свеч! Когда я делаю объектом внутреннего рассмотрения мою собственную зависть, то есть отделяю ее от себя, она постепенно теряет свою силу. Но если я вдобавок еще и могу сделать объектом внутреннего рассмотрения и свои мысли, в результате которых возникает эмоция зависти, то тут уже с нею могу полностью справиться. Однако этому нужно учиться. Равно как учиться завидовать, обижаться, стыдиться... Мой образованный читатель, знающий психологию, может возразить: "Но ведь есть и "белая" зависть, которая является стимулом к совершенствованию. Если устранить ее, то мы лишимся одной из движущих сил прогресса!" Действительно, на начальных этапах становления личности сравнение необходимо. Так человек вырабатывает ориентиры самопознания. Однако с момента, как личность сформировалась, обрела достоинство и самосознание, она не нуждается в примитивных способах стимулирования своей активности. Так ракета отбрасывает отработавшую первую ступень...
Но довольно говорить о зависти. Эта эмоция нами взята лишь как иллюстрация того, какова вообще роль мышления в становлении эмоций. Вернемся к главной теме разговора. Подобно тому, как человек, правильно размышляя о внешнем, овладевает силами природы, точно так же он, постигая основы верного мышления о внутреннем, становится в состоянии овладеть своими внутренними психическими силами, сконцентрировать их на главном.
Если вы не обижаетесь, если вас невозможно оскорбить и не пугает возможная неудача, вы станете на голову выше, а ваше здоровье подскочит до уровня абсолютного...
Мы рассмотрели в общих чертах связи мышления и здоровья. Далее намерены познакомить вас с практическими приемами саногенного мышления и передать бесценный опыт обуздания и управления самыми жестокими эмоциями: обидой, ревностью, страхом и другими.
Подготовил Ведяев И.А.